Тот самый «лежачий полицейский»

Полицейские по определению должны стоять на страже закона, но почему же они бывают «лежачими»? Богатое воображение рисует картину с блюстителем порядка, расположившимся в засаде на злоумышленника, и данная образная метафора не будет далека от истины. Искусственные препятствия, которыми оборудуют дорожные участки, чтобы заставить водителей снижать скорость, действуют по принципу неотвратимого наказания за нарушение установленных правил. Если безопасность движения предполагает снижение скоростного режима, то нарушитель получит ощутимое «вразумление» — по подвеске своего автомобиля.

Первые «лежачие полицейские»

Начало двадцатого века и бурное развитие автомобильной отрасли фермеры США почувствовали «на своей шкуре». На дорогах, проходящих через пастбища, стали происходить столкновения с коровами и овцами. Специальных ограждений, которые бы препятствовали выходу животных на проезжую часть, тогда просто не было, поэтому водителям в некоторых местах приходилось объезжать и пропускать крупный рогатый скот. Но осторожность соблюдали далеко не все: в буренок врезались не только отъявленные лихачи, но и вполне законопослушные граждане, проезжающие на авто по незнакомой местности.

Первые «лежачие полицейские» делались без соблюдения каких-либо стандартов и правил. Фермеры на свое усмотрение определяли и место, и высоту; доходило до ситуаций, когда созданные препятствия напоминали фортификационные укрепления, которые автомобили преодолевали с большим трудом. Это могли быть насыпи, состоящие из глинозема с булыжниками, или же бревна, фактически перекрывающие проезд. В лучшем случае поперек дороги клали доску или насыпали символический вал, а за несколько метров до места «рекомендуемого снижения скорости» ставили предупреждающую табличку.

Официальная сторона вопроса

Конфликтные ситуации, возникавшие между автолюбителями и животноводами, требовали регулирования на государственном уровне. Поэтому через некоторое время вместо произвола «дикого запада» были введены законодательные нормы по применению «лежачих полицейских». Американский опыт по принудительному ограничению скоростного режима был использован Европой после Первой мировой войны. Но во многих европейских странах, в том числе, СССР вопрос официально не регулировался еще продолжительное время.

Увеличивающееся количество транспортных средств требовало пересмотра действующих и введения новых правил в отношении безопасности движения. Появились нормы по созданию искусственных неровностей, а вместо произвольной трактовки формы препятствия были разработаны специальные стандарты. Промышленные предприятия приступили к массовому производству «лежачих полицейских» с соблюдением ГОСТов и требований дорожных инспекций. Перед уложенным препятствием стали в обязательном порядке устанавливать предупреждения (под которым по умолчанию может подразумеваться директивный знак, ограничивающий скоростной режим).

Как работает «лежачий полицейский»

Если водитель игнорирует предостережение и не притормаживает, то его ждет чувствительный сюрприз. Но предостерегающие указания ставят не во всех странах. К примеру, в Египте «лежачие полицейские» размещают на шоссе без каких-либо намеков на предстоящее встряхивание. А шведы и британцы поступили более разумно: они используют препятствия, которые автоматически регулируют высоту, ориентируясь на скорость приближающегося транспорта. Автомобиль нарушителя, игнорирующего знаки ограничения, принимает на свою подвеску всю «тяжесть закона», а порядочный автолюбитель, среагировавший на предупреждение, может проехать совсем ничего не почувствовав — неровность своевременно уйдет вниз.

Помимо рельефных разновидностей, «карающих» подвеску, существуют варианты три дэ и слуховые напоминания. В первом случае на асфальт наносят изображение, которое быстро едущий водитель издалека принимает за непреодолимое препятствие и потому заранее притормаживает. Продольные незначительно выступающие полоски, когда по ним проходит протектор, создают шум, указывающий водителю на приближение пешеходного перехода или другого дорожного участка, где необходимо сбросить скорость. Кстати, существуют так называемые «музыкальные трассы», где рельефные полосы располагают таким образом, что при движении автомобильные шины «воспроизводят» узнаваемые мелодии.

13 февраля 2018

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: