Об американских дорогах сложились легенды. В США, где изначально ориентировались на частный транспорт, действует самая крупная сеть автобанов. Все они находятся в отличном состоянии, несмотря на высокую нагрузку от миллионов грузовиков. Только ли в климате дело?
Американские дороги возводятся по принципиально иным технологиям. Еще в 30-е годы в Штатах решили использовать бетон. Правда, не везде: строительных компаний здесь много, как и материалов и технологий, но прославились именно бетонные шоссе. Лидером по числу дорог из бетона стал Техас - здесь более 20 тысяч км таких трасс. Но не только в бетоне дело: дело в подходе к строительству.
Юридические аспекты
В России есть дороги федерального значения, региональные, проселочные, городские. В США - подобная классификация. Только намного сложнее: здесь около десятка разновидностей дорог, начиная от федеральных и трасс, объединяющих штаты, и заканчивая уличными и подсобными. К каждой разновидности (классу) предъявляют свои требования. Они закреплены US DOT. Эти требования ни штат, ни глава города не могут изменить. Речь идет о технологии строительства.
Технологии различаются от штата к штату: изменения были внесены ввиду местных особенностей климата и грунта. В некоторых местах трассы строят с учетом сейсмической активности, в некоторых - с учетом суровой зимы.
Организация DOT абсолютно прозрачна: перед строительством или ремонтом дороги каждый житель района может прийти на публичное слушание и высказаться. Проекты дорог выкладывают на сайте. Его можно изменить, если жители оказались против. Например, поставить шумоизолирующее ограждение.
Крупнейшие шоссе строят из бетона. Иногда - с асфальтовым покрытием. Асфальт позволяет продлить жизнь дороге и оттянуть капитальный ремонт. На такой ремонт уйдет до полугода, но результат себя оправдает: дорога будет служить десятки лет.
Этапы строительства бетонной дороги
- Удаление породы (до 1 метра в глубину).
- Укладка подушки (гравий, глина, песок) с трамбовкой.
- Проливка подушки раствором извести.
- Укладка двух слоем асфальта (по 5-7 см).
- Монтаж арматуры (сталь диаметром 16 мм).
- Заливка бетона с помощью бетоноукладчика. Утрамбовка покрытия. Изготовление проб (бетонных цилиндров), которые будут проверены на прочность в лаборатории. Толщина бетонного слоя - 20-30 см.
- Обработка покрытия (отрисовка "шероховатостей", которые улучшат сцепление с дорогой).
- Просушка в течение 28 дней.
После 28 дней бетонное покрытие можно использовать в качестве дороги. Вокруг него обустраивают инфраструктуру: ставят отбойники, ограждения, дорожные знаки и т.д. Готовый участок вводится в эксплуатацию. Если технология была соблюдена, дорога прослужит больше 30 лет.
Как добиваются высокой прочности?
В России строительство дорог идет более простыми методами: изготавливают подушку, а на нее выкладывают асфальт. В результате через несколько лет дорогу приходится ремонтировать. В США все чуть продуманнее: так, слой асфальта снизу не дает бетону трескаться, проливка известью сохраняет уровень влажности в подушке на одном уровне, а арматура установлена таким способом, чтобы компенсировать недостатки бетона. Интересно, что слой бетона нет смысла и даже вредно делать толще: плита в 50-60 см начнет быстрее трескаться.
В США много и экспериментальных технологий. Их испытывают не одно десятилетие, и в общую практику вводят только те, что успешно прошли проверку временем.
13 сентября 2017
Поделитесь ссылкой со своими друзьями: