Показательные примеры современных дорожных технологий

Современные дорожные технологии

Развитые транспортные коммуникации — основа для товарно-коммерческих отношений. Дороги — это артерии экономических процессов, а в исторические эпохи, особенно насыщенные военными конфликтами, государства с продуманными дорожными системами получали преимущества при переброске подразделений и в тыловом обеспечении. Показательный пример из Античности — Римская империя в эпоху наивысшего могущества, легионы которой настолько быстро преодолевали сухопутные расстоянии, что вожди в бунтующих провинциях даже не успевали обезглавить наместников, поставленных Римом. Антипример из Нового времени — Россия, вынужденная подписать мир после Крымской войны на невыгодных условиях. Что в случае с разгромом наполеоновской армии помогло, то при высадке союзного десанта в Крым сыграло в пользу противника. Огромные расстояния, фактически лишенные дорог! Подкрепления на полуостров добирались с существенной задержкой, что позволяло англичанам и французам получать тактические преимущества. Проигрыш в дальнобойности оружия и, особенно, дорожная стратегическая уязвимость привели к тому, что царская армия при значительном совокупном превосходстве в численности не могла сконсолидировать силы для того, чтобы сбросить противника в море.

И даже сегодня каждый автомобилист в России с готовностью подтвердит, что российские дорожники неизменно продолжают славные традиции своих предшественников. Чего стоит только укладка полотна в дождь, снег и при минусовых температурах?

Что сказали бы римляне?

Похвально, что римские императоры, консулы, патриции осознавали стратегическую ценность дорог. Технология дорожного строительства в Риме до сих пор остается эталонной, хотя с визуальной стороны все было достаточно просто: мощение грубыми булыжниками, фактическое отсутствие направляющих ограждений и сопровождающих конструкций (если не считать арок в честь знаменательных событий и персон). Современная Германия строит свои автомобильные артерии с такой же основательностью, как это делалось в Римской империи. Ширина и гладкость — это "внешние признаки"; речь идет о параметрах заглубления для создания опорной подушки. Два и более метра! Не удивительно, что древнеримские дороги так хорошо сохранились до наших дней. И, скорее всего, немецкие магистрали тоже на отлично выдержат испытание временем. Важно понять саму суть: современные дорожные технологии без тщательной проработки основания не могут считаться совершенными. В Голландии, Финляндии, Бельгии на рыхлых, мягких и заболоченных грунтах прокладывают дороги экстракласса на мощной многослойной подушке с соблюдением европейских норм по ограждениям и сопутствующим конструкциям.

Современные дорожные технологии по типу используемых материалов и способу укладки подразделяются:

  • на асфальтогравийные;
  • асфальтобетонные;
  • цементобетонные.

Существуют комбинации технологий, когда новый асфальт кладется на цементобетонное основание, которое, в свою очередь, размещается на песчано-гравийной смеси. В США технология дорожного строительства предусматривает нанесение слоя асфальта на выровненную опорную подушку, и это будет — только подготовка к укладке главного покрытия из монолитного или сегментного цементобетона. В зависимости от класса магистрали и способа прокладки верхний асфальтовый слой может отсутствовать, либо представлять собой материал с полимерными и резиновыми компонентами. В Японии современные дорожные технологии рассчитаны на переработку и последующее использование износившихся автомобильных покрышек. Для создания оснований применяют заливку монолитом с термическими швами и преднапряженные железобетонные плиты, внутри которых пропускают стальные канаты. Новый асфальт с полимерами или резиновой крошкой служит только для улучшения сцепляемости колес с дорожным полотном, когда как вся нагрузка распределяется на несколько десятков метров по длине. Стальные канаты создают структурное натяжение по плоскости инженерного пакета и превращают полотно в цельнопрочную поверхность, расположенную на стационарной песчаногравийной подушке, либо на "плавающем" основании в случае с мягкими грунтами. Такая технология дорожного строительства разработана в США и перенесена в Японию с учетом местных почв, рельефа, показателей сейсмичности, необходимости оборудования ограждениями определенного типа и сопутствующими конструкциями. К основным особенностями относятся:

  • грамотный расчет толщины и подвижности опорного основания;
  • наличие промежуточной асфальтовой прослойки, препятствующей проникновению влаги в подушку;
  • стальные канаты натяжения, задающие плоскость;
  • смазка канатов, защищающая от коррозии и обеспечивающая внутреннюю подвижность;
  • полимерные трубы в цементобетонной структуре, по которым стальные тросы могут смещаться, удерживая дорожную плоскость в заданном положении.

03 декабря 2016

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: