Дорожный асфальт, который не нужно ремонтировать

Инженеры из Делфтского технологического университета разработали уникальный дорожный асфальт, который сможет самостоятельно избавляться от трещин и дыр. Интересно, что технология регенерации асфальта перекликается с недавно созданным самовосстанавливающимся бетоном, однако о бактериях в случае с дорожным покрытием речи не идет. Все гораздо проще.

Эрик Шланген продемонстрировал свое изобретение. Будучи инженером, он всерьез увлекся микромеханикой и создал материал со стальными волокнами. Возможно, в скором времени на планете появятся новые дороги, которые не придется ремонтировать или заменять: благодаря новой технологии мелкие трещины, которые в дальнейшем превращаются в глубокие и широкие ямы, можно будет убирать. Такое покрытие сэкономит деньги на ремонт дорог и подвесок автомобилей.

Как это работает?

Асфальтовое покрытие регулярно подвергается механическим нагрузкам, эрозии, вызванной дождем и ветром, физическим и химическим "атакам". Особенно сильно страдают дороги в странах с суровой зимой и частыми заморозками. В результате на асфальте уже через 2-3 года появляются первые трещины, которые быстро разрастаются и вынуждают водителей снижать скорость, портят подвеску и колеса автомобилей, приводят к авариям.

В голландском университете предложили свой способ решения этой проблемы. Новый асфальт будет содержать в себе стальные волокна и бактерии, которые обеспечат регенерацию покрытия. Оно будет не только восстанавливаться, но и подзаряжать стоящие электромобили.

За основу взяли пористый асфальт: он снижает шум от автомобилей на дороге, через него легко проходит вода. Она не скапливается на поверхности и стекает в грунт или на обочину. Однако от такого асфальта легко откалываются камни. Они могут влететь под колесо, поцарапать стекло или кузов. Эффект расползания приводит к образованию ям и трещин. Вызван этот эффект окислением и выветриванием связующего материала (битума) между камнями. Эрик Шланген предложил смешать битум с мелкими металлическими волокнами.

При нагревании стальных волокон увеличивается, в результате битум расплавляется и заполняет микротрещины. Для нагревания такого асфальта в университете использовали специальные индукционные машины.

Конечно, у новой технологии асфальта есть свои недостатки. Например, не до конца решен вопрос с нагревом покрытия. Без нагрева оно не будет восстанавливаться. Эрик Шланген предложил свое решение этой проблемы: дорога из пористого асфальта служит около трех лет. На четвертый на ней появляются микротрещины. Если через три года пройти по покрытию специальной индукционной машиной, покрытие восстановиться без дополнительных материалов. Это значительно дешевле, чем латать дыры, а дорога прослужить в два раза дольше.

Стоимость нового покрытия будет выше на 25%, как минимум, но она окажется выгоднее в средней перспективе. Технология окажет эффект и на рынок электромобилей: они смогут подзаряжаться от покрытия, если будут оснащены специальными зарядными устройствами.

Эксперименты с производством асфальта, способного к регенерации, проводят с 2010 года. Ученые уже получили первые результаты и представили новую технологию публике. Возможно, скоро эту технологию внедрят в Нидерландах.

29 апреля 2017

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: