В чем секрет «китайского дорожного чуда»

Современный Китай входит в число наиболее прогрессивных стран мира. С начала активного строительства дорог (с 1984 г) в стране появилась разветвленная сеть высококачественных автомагистралей, мостов и развязок, а темпы их возведения поражают.

Стремительный рост

С началом промышленного развития Китая правительству стало ясно, что наладить производство и сбыт невозможно без сети качественных путей, необходимых для быстрой доставки сырья и товаров.

С этого момента резко возросло финансирование дорожного строительства. И результаты не заставили себя ждать. С 2000 г. протяженность китайских автобанов увеличилась в 10 раз; в 2010 г. Китай обогнал по этому показателю США.

Согласно официальной статистике Китая за 2015 г. общая длина автобанов составила 125 тыс. км, что превышает суммарную длину всех автомагистралей Европы в 1,5 раза! Текущая скорость дорожного строительства составляет около 26 тыс. км для автобанов; при таких темпах к 2020 году длина китайских автодорог составит 3 млн км, что превышает длину дорог Европы, США, Японии и Южной Кореи, вместе взятых.

При этом чрезвычайно быстрые темпы строительства дорог — результат не каких-то особых технологий, а всего лишь грамотного подхода к организации труда. В Китае строительством дорог занимается не государство, а подрядчики, выполняющие все работы за собственный счет. Оплата перечисляется только по факту выполнения всех работ, прописанных в договоре. Такая система — хороший стимул выполнять работу в кратчайшие сроки и максимально качественно. Гарантийный срок службы дорог составляет 25 лет, поэтому подрядчику невыгодно халтурить или экономить на качестве материалов.

Классификация

Дороги классифицируются по различным критериям

По ширине полотна

  • 1 класс (скоростные) — до 25 м, 4-6 полос, пропускная способность до 30 тыс, скорость до 80-100 км/ч;
  • 2 класс — до 12 м, до 4 полос, скорость до 60 км/ч.
  • 3 класс — 8,5 м;
  • 4 класс — 7 м.

По управлению: национальные; провинциальные; уездные; городские; деревенские; особого назначения.

Оплата проезда

По большинству китайских дорог можно ездить бесплатно. Платные же делятся на 2 категории:

  • Государственные — строятся на бюджетные средства;
  • Коммерческие — строятся подрядчиками за собственные средства или на деньги инвесторов.

В бесплатное пользование дороги переходят не с момента постройки, а по истечении определенного времени. Для государственных магистралей этот срок составляет 15 лет, для коммерческих — 25 лет.

Размер платы зависит от типа дороги, сезона и времени суток. За 1 км проезда приходится отдавать 4,2-10 центов США за 1 км для легковых авто и 0,12$-0,21$ за проезд грузового транспорта. Проезд на легковушке по дороге Пекин-Фучжоу стоит 1600 юаней, что сравнимо со стоимостью полета на самолете в этом же направлении. В городах же дороги бесплатны, что приятно отличает Китай от Японии и европейских стран.

Однако далеко не все платные автотрассы имеют бесплатную альтернативу, и это, конечно, является существенным минусом.

Оплата проезда по автобану осуществляется посредством безостановочной электронной автомобильной системы. Это автоматический шлагбаум со сканером, который распознает номер проезжающего автомобиля. Для оплаты используются карты-абонементы, которые можно купить сроком на месяц, полгода или год. Плата взимается напрямую со счета или по факту.

Еще факты о китайских дорогах

  • Более половины дорог строятся из бетона;
  • На шоссе и даже крупных автомагистралях, кроме автомобилей, присутствуют пешеходы, запряженные лошадьми повозки, велосипедисты и трактора; последние служат для местных жителей рейсовым транспортом. Обилие помех заставляет водителей активно пользоваться клаксоном.
  • В Китае создана сеть автобанов «Сеть 7-9-18», которая включает 7 линий, радиально расходящихся от Пекина, 9 линий по направлению «Север-Юг», 18 линий по направлению «Восток-Запад», 5 кольцевых и более 30 соединительных дорог.

Мосты

Важную часть дорожной инфраструктуры составляют мосты. Китайцы — мастера создания протяженных, сложных в возведении и дорогостоящих мостов. Сооружения возводят на глубоководном фундаменте. В декабре 2017 китайские строители завершили возведение самого длинного моста в мире — Макао-Гонконг, протяженностью 55 км, включая 7 км подводного туннеля. С введением моста в эксплуатацию путь между двумя городами, ранее занимающий 3 часа, сократится до 30 минут.

Отвечая на вынесенный в заголовок вопрос, отметим, что ничего чудесного в пресловутом «китайском дорожном чуде» нет. Всего лишь грамотный расчет, трудолюбие и желание сделать жизнь в своей стране лучше и удобнее.

18 декабря 2017

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: