Российские дороги не критиковал разве что ленивый. Считается что причина плохого состояния дорог в том, что в России их покрывают асфальтом, тогда как в большинстве развитых стран мира бетоном. Такова уж русская традиция – если дорога, то асфальтовая. Объяснения приверженности российских строителей к данному материалу имеются, мы приведем их ниже, а также рассмотрим все достоинства и недостатки двух видов покрытий для автомобильных дорог - асфальта и бетона.
Асфальт: плюсы и минусы
Асфальтовое покрытие встречается на дорогах России в девяноста случаях из ста. При этом материал в качестве верхнего слоя дороги имеет ряд недостатков:
- недолговечен – покрытие без ремонта выдержит всего около трех лет;
- горячий материал при укладке отравляет окружающую среду парами нефти;
- появление неровностей на покрытии снижает интенсивность движения, что приводит к пробкам и перегрузкам на участках трассы;
- выбоины разрушают ходовые части автомобилей;
- неровности дорожного покрытия летом приводят к скоплению воды, зимой в них появляется лед, все это снижает уровень безопасности движения;
Однако, если бы асфальтовое покрытие приносило одни минусы, то от него, конечно, отказались бы. Но асфальт в качестве верхнего слоя дорожного полотна имеет и положительные свойства:
- недостатка в ремонтном материале нет: асфальт является одним из материалов нефтепереработки, а нефти в стране много;
- ремонт может проводиться в экономичном режиме: всем известен термин «ямочный ремонт», который означает, что восстанавливают дорожное покрытие точечно; кроме того демонтаж старого полотна также не производится;
- сцепление колес лучше;
- асфальтовая крошка перерабатывается, получается материал для нового покрытия.
Бетон: плюсы и минусы
У бетона, используемого в качестве дорожного покрытия, гораздо больше преимуществ, чем у асфальта:
стойкость к разрушению под действием машинного масла и осадков, перепада температур – бетонное покрытие без ремонта прослужит более десяти лет, общий срок эксплуатации – около сорока лет;
- автомобили при движении по бетонированному шоссе потребляют меньше горючего, примерно на 10-20 %, что связано с ровностью полотна;
- бетон делается на основе известняка, асфальт - из нефти, которая является невозобновляемым природным ресурсом;
- материал экологичен, не выделяет вредных примесей при укладке и в процессе эксплуатации.
У бетонного покрытия есть два недостатка:
- это жесткий материал, поэтому автомобильные покрышки на колесах быстрее истираются;
- при ремонте требуется демонтаж двух-трех десятком метров старого полотна шоссе.
Как строится дорога
Дорожное покрытие представляет собой своеобразный пирог, состоящий из нескольких слоев. Песок для основания дороги наполнен частицами геотекстиля – это предотвращает проникновение внутрь воды с последующим размыванием подушки. Между насыпью и покрытием укладываются три слоя асфальтобетона толщиной до восьми сантиметров. Все слои дорожного пирога трамбуются и расклинцовываются, обильно поливаются водой для усадки.
Бетон, в отличие от асфальта, при строительстве дорог кладется полотнами длиной 20-30 метров. Между ними – швы, заполняемые битумом. Они необходимы для предотвращения растрескивания материала при перепадах температур. Для придания монолитности полотну в области швов закладывается металлическое армирование.
Следует добавить, что использование качественных материалов и соблюдение технологии строительства дороги позволяет эксплуатировать асфальтированное покрытие также достаточно длительный срок без ремонта.
24 мая 2017
Поделитесь ссылкой со своими друзьями: